НОВОСТИ
АВТОСПОРТ
Блоги
МАГАЗИН
ПРАВО
РЕТРО
СТАТЬИ
ФОТОАЛЬБОМ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ХРОНОГРАФ
КОНТАКТЫ
ОПРОСЫ






Автоспорт
Автоспорт

Обзор "Что такое автоспорт?"
Комментариев: 0. Просмотров: 9244.

Рейтинг:
(5 голосов, среднее: 4.00 из 5)

Как только человек изобрёл автомобиль, от тут же начал участвовать в автогонках.

Соревнования на скорость – одни из самых старейших видов спорта. В отсутствии автомобилей человеку приходилось либо бегать и крутить педали, либо надеяться на то, что у него самая быстрая лошадь (или, как вариант – несколько лошадей).
 
Автомобиль как таковой задумывался инженерами как средство, повышающее скорость передвижения. И, конечно, те гонки, которые устраивались энтузиастами в пору становления автобизнеса, являли собой почти необходимый стимул как для совершенствования автомобиля вообще и отдельных его узлов в частности, так и для популяризации самой идеи автотранспорта и соответственно развития нужной ему инфраструктуры.
 
 
Mercedes SSK на Гран-При Монако
 
Ну а т.к. первые модели автомобилей и являлись по сути первыми гоночными автомобилями – история автоспортивных состязаний ведётся со того самого времени, когда тогдашние инженеры и сегодняшние легендарные основатели автопроизводства зачастую лично участвовали в гонках.

 

Сегодня авто и мотоспортивные соревнования можно, в какой то мере условно разделить по их основной цели, в которой заключается суть конкретного состязания.

1. Соревнования на скорость. Старейший тип соревнований. Основным показателем успеха здесь является время прохождения некоего заранее известного пути, а отсюда – средняя скорость. У кого она оказывается выше – тот и является победителем соревнований. Остальные показатели второстепенны, но тем не менее влияют на общий результат. Это суть классические гонки формул и кузовных автомобилей. Машины выходят на старт максимально подготовленными для гонки и небольшое повреждение, полученное ими равносильно сходу и выбыванию из соревнований, т.к. этапы скоротечны а скорости весьма высоки. Самым популярным соревнованием этого класса, конечно, является Формула-1.
 
 
 
В классе кузовных автомобилей наибольшую популярность завоевали гонки американской серии NASCAR. В Европе – WTCC  и DTM. Почти все такие гонки проходят по так называемому кольцу – имеется в виду конечно не геометрическое кольцо. Причём если в Европе автодромы имеют массу поворотов и практически ни чем не похожи друг на друга, то в Америке популярны гонки на спидвеях – овалах с профилированными поворотами. Исключение - драг-рейсинг, где участники гоняются по прямой.
 
2. Соревнования на выносливость. Здесь, чистая скорость нужна в меньшей степени. Главное отдаётся выносливости автомобиля и водителя. К таковым можно в полной мере отнести ралли-рейды, вроде всеобще известного Париж-Дакар.
 
 
 
Максимальная скорость действительно здесь дело второстепенное. К примеру, у грузовиков она ограничена 160 км/ч . Могли бы они ехать и побыстрее, но это не главное. Главное – тратить минимум времени на устранение механических поломок и вообще получать их как можно реже. Самые известные соревнования этого типа на асфальте – серия Ле Ман (LMS). Здесь гоночные автомобили проходят марафонские дистанции, а гонщики сменяют друг друга, дабы не заснуть за рулём. Давно запрещённые гонки по шоссейным дорогам общего пользования, такие как Милле милья или Тарга флорио – старейшие представители этого класса и гонок вообще. Изначально заезды проводились на обычных автомобилях, не подготовленных для гонок, и выносливость авто – т.е. приход его к финишу – был показателем надёжности и престижа конкретной марки. Отголоском таких соревнований сейчас являются авто или мотопробеги, несущие не столько спортивный смысл, сколько рекламный или политический характер.
 
3. Преодоление препятствий. Речь идёт в прямом смысле о преодолении препятствий. Т.е. гонки на скорость как таковой нет, хотя время прохождения участка учитывается. Но большее внимание уделяется «чистоте» движения. Это так называемые триалы.
 
 
 
Одним из самых популярных соревнований этого класса является трак-триал. Действительно – впечатляющее зрелище производят огромные грузовики штурмующие в буквальном смысле реки и горы. В Липецке широко известно Гондурас-трофи – тоже своеобразный триал, только проходящий не на специально построенном автодроме, а на открытой местности с естественными препятствиями. Тем не менее, самым популярным является мототриал, проходящий в закрытых залах.
 
 
 
Мотоциклисты – если их можно так назвать – показывают тут не столько мастерство езды, сколько акробатические навыки. Во всех триалах кроме учёта времени преодоления всех препятствий на пути гонщика судьи раздают штрафные баллы за незапрещённые, но порицаемые действия. В мототриалах таковыми являются касания ногами поверхности трассы, в трак-триалах – использование заднего хода.
 
Условность такого деления выражается в том, что иногда трудно отнести то или иное соревнование к какому-то типу по его сути. Например ралли – весьма скоростные соревнования. Отыгрывать отставание от лидера преследователям очень нелегко. Так же важно знание гоночной трассы и подготовка машины к конкретным условиям. Но в промежутке между спецучастками команда занимается ремонтом автомобиля, да и протяженность соревнования по времени больше напоминает соревнования на выносливость.
 
Аналогично с популярными в Европе но почти не известными у нас в России соревнованиями по подъёму на холм (Hill Climb). На первый взгляд – чистое преодоление препятствий. Но на деле оказывается, что участники бьются только за минимальное время прохождения дистанции, что больше похоже на скоростные соревнования.
 
Этот факт ещё раз убеждает нас, что множество различных авто и мото соревнований говорит о том, что популярны в той или иной степени все соревнования, где важным элементом является автомобиль или мотоцикл вообще, независимо от сути происходящего.
 
Прежде чем описывать соревнования в каждом из этих разделов, хочется упомянуть о том, что авто и мотогонки, проходящие на профессиональном или полупрофессиональном уровне – а подавляющее большинство являются именно таковыми – весьма серьёзные мероприятия, требующие соответствующей подготовки и инфраструктуры. Большинство популярных гонок такого класса проводятся на специальных автодромах, а если используются дороги общего пользования, они фактически становятся автодромами на время соревнований. Кроме того, т.к. автомотоспорт является технологичным в большей степени, чем иные виды спорта, само проведение одного или нескольких этапов связано со значительными затратами. Поэтому в большинстве случаев такие соревнования проводятся авто или мотоклубами и часто под эгидой национальных автоспортивных федераций, а для большинства самых популярных международных соревнований – под патронажем международных автофедераций, например FIA.
 
Устроители соревнований и делегаты автоспортивных федерация обязаны обеспечить участникам равные условия, следить за соблюдением мер безопасности как для гонщиков, так и для зрителей, постоянно проверять технику на соответствие техническому регламенту.
 
Современные гонки 
 
Для определения типа соревнования в последнее время все основные автогоночные события разделились на несколько классов: кольцевые гонки, ралли/ралли-рейды, драг. Такое разделение, хоть и не отражает сути, но более наглядно.
 
Отличие кольцевые гонок от ралли и ралли-рейдов именно в том, что гонщики многократно проходят одну и ту же дистанцию, соотвественно количествам кругов, запланированных в гонке. Тем самым, гонщик "изучает" трассу и максимально использует по ходу гонки возможности своего гоночного автомобиля (мотоцикла). В ралли гонщик не имеет возможности при неудачном прохождении поворота сказать себе "Ну я теперь точно знаю, как это сделать следующий раз". Да и запомнить все виражи в ралли нереально. Для облегчения задачи в раллийной машине вместе с гонщиком сидит помощник - штурман. Он диктует гонщику "легенду" - более или менее точное описание трассы.
 
В целом, кольцевые гонки более популярны у зрителей. Находясь на трибуне автодрома наблюдатель постоянно находится в гуще событий, в отличии от зрителя, расположенного на одном из многочисленных спецучастках раллийной трассы. Но и кольцевые гонки и раллийные этапы - всё это те соревнования, который с большим удовольствием смотрятся по телевизору. Исключая, наверно, американские гоночные серии на спидвэях - по количеству зрителей, регулярно заполняющих трибуны врят ли может поспорить какой-либо вид спорта.
 
Кольцевые гонки
 
Кольцевые гонки также можно разделить на 2 части по типу покрытия трассы. В настоящее время гонки проводятся либо на искусственном покрытии – в основном асфальтовом, либо на естественном - грунте, снегу, льду. Тип покрытия придаёт особенности как конструкции автомобиля, так и стилю его управления. 
 
Асфальт позволяет развивать более высокие скорости, особенно в поворотах. Но при условии, что колёса автомобиля имеют хорошее с ним сцепление. Двигатели и прочие агрегаты для всех кольцевых гонок имеют много общего, а вот подвеска и шины для различных покрытий разительно отличаются. На твёрдом и гладком покрытии подвеска гоночного автомобиля может иметь минимальные ходы, а резина, исключая дождевые модификации -  зачастую абсолютно «лысая» - т.е. слик.  
 
Участвовать в кроссе или ралли используя лысую резину не имеет никакого смысла, а езда по естественному покрытию и, особенно, прыжки автомобиля на кроссовых треках и раллийных участках, заставляют соответствующим образом конструировать подвеску автомобиля.
 
В управлении – свои нюансы. На любой гоночной трассе в принципе можно мысленно «начертить» идеальную траекторию прохождения круга. Этой траектории с небольшими индивидуальными особенностями в управлении, придерживаются все участники соревнования. Отклонение от неё ведёт к потере скорости. Чтобы лучше разогнаться на прямой, гонщики стараются пройти предыдущий поворот с максимальным радиусом, и скорость прохождения всех поворотов и определяет скорость на всё дистанции.В этом и проявляется мастерство гонщика.
 
На твёрдом асфальтовом покрытии для сохранения скорости в повороте необходимо избежать скольжения колёс, т.е. смещения с траектории. Техника прохождения поворотов в гонках на естественном покрытии разительно отличается. В ралли или кроссах для хорошего разгона на прямой, гонщикам необходимо проходить повороты с контролируемым скольжением, как бы заранее разворачивая автомобиль в направлении траектории.
 
Кольцевые гонки, проходящие на естественном покрытии представлены в основном кроссами. В мотоспорте используются кроссовые мотоциклы, в автоспорте - багги. В России, скандинавских и балтийских странах чрезвычайно популярны кроссы на снегу. Для мотоциклов соревнования часто проводяться в закрытых помещениях. Кросс - пожалуй единственный вид мотоспорта, где используются мотоциклы с боковым прицепом (люлькой). 
 
Классические гонки по автодромам с покрытием также можно поделить на 3 класса:
 
1 гонки формул – автомобилей с открытыми колёсами
2 гонки кузовных автомобилей в большей или меньшей степени напоминающих дорожные авто
3 картинг
 
Здесь различия на первый взгляд только визуальные – кузовные гоночные автомобили вроде бы больше похожи на привычные нам дорожные «гражданские» машины. Не затрагивая конструктивных особенностей, скажем, что управление формулой более идеально в плане выдерживания траекторий Открытые колёса позволяют более точно направлять машину в повороте.
 
В целом же, как нетрудно догадаться, формулы – это автомобиль построенный для гонок и конструкция его не имеет иных целей. То же самое можно сказать о некоторых кузовных машинах, таких как спортпрототипы.
 
В других классах используются обычные дорожные автомобили, но специально подготовленные для соревнований гонщиком, его командой или инжиниринговой фирмой. Причём эта подготовка может быть настолько глубокой, что говорят уже о том, сколько фактически деталей от серийного автомобиля осталось в конструкции его гоночного двойника.
 
Картинг выделен здесь в отдельный класс, но по «косвенным» признакам. Во-первых, в этом классе более всего заметно участие юниоров – гонщиков не достигших совершеннолетия. Во-вторых, скорости здесь малы, по сравнению со «старшими» классами, отсюда следует, что отсутствует один из главных отличительных признаков автоспорта вообще – риск связанный с травмами и смертью.
 
Самые популярные гоночные серии кольцевых гонок
Формула 1
GP2
NASCAR
LMS
DTM
WTCC
Cart
IRL 
 
Ралли / Ралли-рейд 
 
Гонки, проходящие в формате ралли или ралли-рейдов проходят на смешанных типах покрытия. В отличие от кольцевых гонок или гонок на выносливость класса Ле-Ман (LMS), где соперники колесят друг за другом по круговым трассам, собственно недалеко отезжая от боксов, ралли-рейды предполагают использование навигационного оборудования и больших топливных баков. В ралли на одном этапе может быть несколько вариантов покрытия - гонщики могут начинать соревнование по асфальту, позже переходя на грунт. Но, зачастую, эти отрезки пути отделены друг от друга, как спецучастки, и машина перед сменой условий быстренько подготавливается для очередного заезда. Самый популярный ралли-рейд Париж-Дакар, хоть и начинается собственно в Париже, но сами соревнования проходят по африканской части - т.е. по песчанным трассам (асфальта в африке не много).
 
Автомобили, учавствующие в соревнованиях также, как и в кольцевых гонках, разделяются по классу автомобиля. В ралли-рейдах учавствуют одновременно и мотоциклы и грузовики и легковые автомобили. Конструкции этих раллийных транспортных средств частично заимствуют элементы обычных авто, в основном же можно говорить о радикальных отличиях и "внешнем сходстве". Вот, например, как подготавливается автомобиль группы А8 для мирового чемпионата по ралли - WCR:
За основу берётся "гражданский" автомобиль с 2-литровым двигателем. И в отличии от гоночных прототипов для DTM и NASKAR, кузов остаётся цельнометаллическим. Но везде, где это позволяет технический регламент, используются более лёгкие и дорогие материалы - керамика, титан, магниевые сплавы. Максимальная мощность официально ограничена 300л.с., но т.к. проконтролировать этот факт во время гонок очень сложно, реально она превышена на 20%. Тем не менее, блок цилиндров и головка блока сделана на основе серийного агрегата. Механически мощность ограничивается рестриктором, стоящим на входе в турбину. Но двигатель автомобиля А8 развивает больший момент, чем суперкар BMW M6. Поэтому в последнее время команды переходят от 6-ступенчатых КПП к более надёжным 5-ступенчатым.
 

Мнения наших читателей

Какие автосоревнования Вам нравятся больше?
Кросс (35.78%, голосов: 146)
Ралли (18.14%, голосов: 74)
Дрэг – Рейсинг (13.24%, голосов: 54)
Трофи – Рейды (7.11%, голосов: 29)
Кольцевые гонки (7.11%, голосов: 29)
Автомногоборье (5.15%, голосов: 21)
Соревнования по тюнингу и автозвуку (4.90%, голосов: 20)
Картинг (3.19%, голосов: 13)
Джип Триал (2.70%, голосов: 11)
Слалом (2.70%, голосов: 11)

Всего проголосовало: 408
У меня тоже есть мнение! Другие опросы

КОММЕНТАРИИ
Добавить комментарий

Календарь новостей
<<Ноябрь 2014>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ХРОНОГРАФ
На сегодня пока ничего нет :)
ОПРОС
Какой тип кузова легкового автомобиля Вы предпочитаете?
  Седан
  Универсал
  Хетчбек
  Купе
  Минивен
  Пикап
  Кабриолет (Родстер)
  Лимузин
ООО "Автобан"
тел. 8-950-805-06-27
http://www.avtobahn.ru
mail info@avtobahn.ru
шахматы онлайн